22 СЕНТЯБРЯ
ТЕКСТООБРАБОТКА

CHORDS & WORDS

12:00 киноконцертный зал

Открытие проекта Chords & Words — однодневного фестиваля внутри ВАЗАРИ-феста о музыке и текстах. В рамках Года музыки Великобритании и России 2019

12:10 Киноконцертный зал
Лекция-прослушивание «Связь звука и слова. Жанр оратории на примере „Триумфа Времени и Разочарования“»
.

Музыкант, журналист Ляля Кандаурова, автор книги «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику» устроит лекцию-прослушивание, посвященную жанру оратории, и раскроет ее особенности на примере «Триумфа Времени и Разочарования» — самого первого сочинения барочного композитора Георга Фридриха Генделя.
Что такое жанр оратории, и чем он отличается от оперы? Какова специфика ее драматургии и структуры? Чем может быть интересна современному слушателю? Из чего была «сделана» оратория Генделя, и какой исторический путь она прошла?

14:00 медиатека
«Немного об искусстве перевода» . Лекция и мастер-класс музыковеда Левона Акопяна

Известный музыковед, заведующий Отделом современных проблем музыкального искусства Государственного института искусствознания, редактор интернет-журнала «Искусство музыки. Теория и история», переводчик, в частности, он перевел на русский язык легендарный Музыкальный словарь Гроува, даст мастер-класс по переводу текстов о музыке.

15:30 медиатека
Презентация стипендиальной программы Chevening

16:00 медиатека
«Музыка минувшего будущего и политика ностальгии».

Лекция теоретика искусства, исследователя современной музыки и аудиальной культуры Евгения Былины

Не будет преувеличением сказать, что ностальгия стала одной из главных тем современной культуры. Время дало сбой, поп-культура больше не грезит новизной, будущее перестало быть горизонтом интеллектуальных и творческих поисков — все чаще мы ищем спасения в ностальгических образах прошлого. Возможно, нигде подобные настроения не проявились столь явно, как в поп-музыке XXI века.
Имя британского музыкального критика Марка Фишера, который на протяжении всей своей творческой деятельности задавался вопросами о взаимосвязи культурного воображения и социально-политической жизни, все чаще возникает в ходе анализа культуры позднего неолиберализма. Наша лекция будет посвящена критическому анализу текстов Фишера, его интеллектуальному бэкграунду, а также тому, почему именно благодаря популярной музыке мы можем почувствовать «застойный» дух времени.

16:30 киноконцертный зал
«Что случилось с академической музыкой в ХХ веке?»

Известный музыкальный критик Алексей Мунипов, бывший главный редактор «Большого города» и журнала «Афиша-воздух», в этом году выпустил книгу «Фермата» — сборник интервью с современными композиторами. В своей лекции он расскажет не только о том, как менялась академическая музыка в прошлом столетии — от романтизма до алеаторики, но и какое влияние она оказала на техно и хип-хоп.

18:30 Клуб Cargo Cult (ул. Почаинская 17ж)
«Джон Квиз» — интеллектуально-развлекательная викторина, с головы до ног укутанная великой британской культурой

Культурой, породившей дедукцию Шерлока Холмса, розовые очки сэра Элтона Джона, палку Гарри Поттера, «Живот архитектора» Питера Гринуэя и мириады выдуманных миров, которые сделали всех нас нами.
В заблудших атональных стенах бара и почти паба «Cargo Cult» ждём всех рыцарей круглого стола, бывших фанатов «Битлз» и просто бритофилов.
Будем бравировать своими культурными иконами, вспоминать цитаты из «Спайс Герлз» и «Палп», выяснять, где шорох готического романа, а где абсурд лимерика, и умиляться всем, кто не знает, кто такой «Доктор Кто».
Команде победителей — почетный приз.

Участие бесплатное по предварительной регистрации по этой ссылке

ЛЕКЦИИ И ДИСКУССИИ

12:30 медиатека
«Права нечеловеческих художников»

Дискуссия вокруг книги арт-критика Александра Евангели «Формы времени и техногенная чувственность» (издательство «Красная ласточка», 2019).
Книга посвящена анализу цифровой темпоральности и парадоксам, сопутствующим изменению режимов взаимодействия с техникой. Автор говорит о своего рода цифровом бессознательном, которое определяет новые режимы чувственности и затрагивает различные модусы функционирования субъекта, в частности, вопрос об отношении техники и художника. Могут ли искусственные системы создавать искусство? Как в этом случае распределяются роли человека и машины, и какие эффекты при этом могут возникать? Можно ли говорить о том, что искусственный интеллект действительно имеет свою особую онтологию и позволяет субъекту соприкоснуться с собой иначе, минуя уже отлаженные схемы отношений между человеком и машиной?
Трансформация в переживании цифрового времени затрагивает не только отношения художника и зрителя, но и саму суть эстетического, которое выходит на первый план, свидетельствуя об активности и отзывчивости всего мира материальных объектов.

В разговоре примут участие автор книги Александр Евангели, художница и автор проектов с использованием искусственного интеллекта Елена Никоноле, а также поэт, исследователь поэзии и медиа, участник лаборатории-издательства «Красная ласточка» Анна Родионова.

13:30 киноконцертный зал
«Художник. Из истории мифа». Лекция искусствоведа, заместителя директора по научной работе ГМИИ им. А. С. Пушкина Ильи Доронченкова

Художник — одна из самых мифологизированных культурных фигур нашего времени. Современный художник, чтобы состояться, вынужден конструировать свой собственный миф и подчиняться ему. Всегда ли так было? Что художники сами думали о своей роли и что общество в разные эпохи думало о них?
Мы рассмотрим несколько эпизодов конструирования образа мастера в классическую эпоху и попробуем понять, насколько сильно изменилась ситуация сегодня.

15:00 киноконцертный зал
«Придумать себя! Или как это делают художники в ситуации постмодерна».
Лекция искусствоведа, куратора, главного специалиста по современному искусству Третьяковской галереи Кирилла Светлякова

Лекция посвящена проблемам производства искусства внутри современной индустриальной культуры и масс-медиа, а также фигуре автора как придуманного «я», начиная от эпохи модернизма до современности.
Сегодня институт авторства сохранился, но пережил значительные трансформации. Опыт Бэнкси показал, что фигура автора уже практически номинальна: она сводится к имени, но за этим именем не обязательно должна стоять личность с индивидуальной историей и судьбой. На рубеже 1960–1970-х теоретики постмодерна уже осознали, что современный субъект расщеплён, фрагментирован и вынужден проживать двойную жизнь в ситуации, когда реальность медиа подменяет собой привычную реальность.
При тотальном господстве массовой культуры обострилась проблема идентичности, и если художники 1960-х стремились найти себя, то в следующем десятилетии им предстояло себя придумать.
За сброшенной маской не было лица, и это лицо нужно было нарисовать.

КНИЖНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

13:00 лекторий
Презентация графического романа «Ахматова. 6 историй».

Сплав биографии и творчества поэта, комикс, в котором с помощью графики историй из жизни Анны Андреевны рассказываются от имени ее мужа, поэта Николая Гумилева, сына, историка Льва Гумилева, и самой Ахматовой. Тексты перемежаются с стихами Гумилева и Ахматовой.
Книгу представят художник Аскольд Акишин, сценарист Денис Двински и автор идеи Андрей Дроздов.

15:00 лекторий
Презентация арт-бука на стихи Геннадия Айги «Поклон — пению», проиллюстрированного шелкографиями Игоря Улангина.

Геннадий Айги (1934–2006) — поэт и переводчик. Один из лидеров советского авангардного искусства 1960–1970-х годов.
Книга «Поклон — пению», по определению Романа Якобсона, это «Калевала» Поволжья. Поэт соединяет глубинную народную традицию «круговой песни», которая бытовала и отчасти бытует ныне у народов мари, удмуртов, мордвы, татар и чуваш, этнических культур Европы, Африки, Азии, с ее лаконичностью, философичностью, афористичностью, понятной и естественной формой самовыражения.
Поэзия Айги, напитавшись из незамерзающих «глаз Волги», просто и естественно входит в контекст современной культуры, открывая эпос в современности, внося в нее самобытное, цельное чувство.

ВЕЧЕРНЕЕ СОБЫТИЕ

19:00 киноконцертный зал
«Экфрасис: Опыт несуществующего». Презентация поэтического сборника, выставка графических работ и музыкальный перформанс

Где проходит граница между искусством и реальностью, между вербальным и визуальным, между условно «профессиональным» и «непрофессиональным» сообществом?
На эти вопросы попытались ответить участники творческой лаборатории — поэты проекта «Нижегородская волна» и студийцы инклюзивной группы «Включение».
Поэты создали экфрасисы, описывающие несуществующее произведение искусства — от живописи и архитектуры до кино и компьютерной игры. Студийцы в свою очередь создали визуальные работы, отталкивающиеся от написанных поэтами экфрасисов. Каждый поэтический текст получил свою живописную интерпретацию.
Новые художественные произведения, появившиеся в результате лаборатории, будут представлены зрителям и дополнены музыкальным перформансом на «текст художника» Василия Кандинского «Мел и Сажа» .

КНИЖНАЯ ЯРМАРКА

Ярмарка открыта с 12:00 до 17:00

На ярмарке будут представлены около сорока российских интеллектуальных и детских издательств, журналов, специализирующихся на искусстве и смежных дисциплинах. Книги будут продаваться по ценам издательств, многие из них появятся в Нижнем Новгороде впервые.

Ярмарка расположена в Лектории Арсенала.

Вход на события фестиваля свободный.

На события, отмеченные в программе *, регистрируйтесь, пожалуйста, заранее по телефону 422-45-54.

12+

Арсенал, Кремль, корпус 6

ПАРТНЕРЫ

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ