21 сентября
МУЗЕЙ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

22 сентября
СОВРЕМЕННОЕ ПРОДОЛЖЕННОЕ

23 сентября
БУДУЩЕЕ СОВРЕМЕННОСТИ


ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА.
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРОГРАММА

КНИЖНАЯ ЯРМАРКА
ev1 Ярмарка открыта с 12:00 до 17:00

На ярмарке будут представлены около сорока российских интеллектуальных и детских издательств, журналов, специализирующих на искусстве и смежных дисциплинах. Книги будут продаваться по ценам издательств, многие из них появятся в Нижнем Новгороде впервые.

Ярмарка расположена в Лектории Арсенала.
КИНОКОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ
ev1 Круглый стол «Художественная словесность и современное мультимедийное общественное пространство». Презентация регионального жюри премии «НОС» (Новая отечественная словесность).
12:00 Киноконцертный зал


Вплоть до относительно недавнего времени русская литература играла роль самого важного — и самого современного — элемента российского общественного сознания. От Карамзина и Пушкина до Трифонова и Бродского именно она определяла то, как наиболее образованная часть общества чувствовала, думала, говорила. Политика, социальные и этические проблемы, представления о прекрасном – многое из того, что имеется в виду под этими словами и словосочетаниями, русская литература (при отсутствии и(или) слабости «профильных» сфер деятельности) не столько отражала, сколько формировала. Хорошо это или плохо, но такова была особенность русской культуры и русской словесности.
Радикальные изменения в России после 1991 года «поставили» литературу на место — на то, которое она занимает в других странах и культурах, прежде всего, на Западе. Из сверхнасыщенной области концентрации всех общественных проблем словесность стала еще одним почтенным родом культурной деятельности, не больше, наряду с визуальным искусством, театром и так далее. Более того, последние технологические революции еще дальше отодвинули литературу от мира, который нынешний россиянин, особенно молодой, назвал бы «современным». В России сегодня «русская литература» — скорее то, что было, а не то, что действительно есть. Если читатель хочет именно современной литературы, он скорее возьмет в руки переводную книгу.
В ходе круглого стола речь пойдет о взаимоотношениях современной русской литературы с российским обществом.
Задача премии «НОС» — найти авторов и книги, которые из этого печального паттерна выпадают; продемонстрировать, что литература может существовать в современности и в современном обществе, способна сформировать язык разговора и о социуме, и о словесности. «НОС» — это в той же степени «новая отечественная словесность», как и «новая отечественная социальность». Через 10 лет после создания премия выдвигается из столицы и – буквально, физически — идет в регионы. «НОС» едет по России, а конкретно в Нижний Новгород.

Участники:
Ирина Прохорова (соучредитель Фонда Михаила Прохорова);
Анна Гор (директор ВВФ ГЦСИ в составе РОСИЗО);
Евгений Стрелков (председатель нижегородского жюри);
Лев Оборин (эксперт премии «НОС», куратор критической академии премии);
Анна Наринская (председатель московского жюри премии «НОС»).

При поддержке Фонда Михаила Прохорова.

ev1 Дискуссия «В будущее возьмут не всех: Судьба литературного канона в XXI веке».
13:30 Киноконцертный зал


Человечество не может прожить без представления о «золотом фонде», наборе самых значительных произведений искусства, отвечающих на главные вопросы жизни. Но этот «золотой фонд» — понятие меняющееся, классику создает современность, каждая эпоха формирует свой канон, исходя из своих представлений о прекрасном. Какие культурные механизмы создают литературный канон сегодня? Что делает книгу классической? Кто из наших современников-писателей будет причислен к лику классиков? Можно ли вообще говорить о каноне в ситуации, когда сама практика чтения оказывается под вопросом?

Участники:
журналист, главный редактор «Полки» Юрий Сапрыкин,
литературный критик, редактор Лев Оборин,
поэт, эссеист Линор Горалик,
литературный критик, редактор Варвара Бабицкая.

Совместно с образовательным проектом о самых важных произведениях русской литературы «Полка»

МЕДИАТЕКА
ev1 Мини-цикл лекций арт-критика Ирины Кулик
«Руина ненаступившего будущего. Хонтология в современном искусстве».
12:00 Медиатека

Хонтология (призракология, hauntology) — термин описывающий один из векторов современной культуры, — утрату перспективы будущего как возможной смены общественного строя и одержимость меланхолией по устаревшим утопиям.
Хонтология — «темная сторона» самой идеи будущего, стремление к которому характерно для всего ХХ века, начиная с исторического авангарда. Ее появление можно отнести едва ли не к тому же времени, что и, собственно, футуризм — первым «хонтологическим» художником можно назвать современника Маринетти Джорджо де Кирико, в мире которого время замерло. Не менее интересно применить термин к современному искусству, в котором руины модернистской архитектуры, утратившие свою актуальность идеологии или канувшие в небытие медиа исследуют художники, принадлежащие к разным поколениям и культурам — от вышедших на арт-сцену в 1990-е британцах Таците Дину, Рэйшелу Уайтриду, сестрах Джейн и Луизе Уилсон, их китайских современниках – Ай Вейвею, Лю Вею, Инь Сучженю, о нескольких поколениях русских художников – от Ильи Кабакова до Ирины Кориной и группы «Синий суп».
Мини-цикл предлагает посмотреть на искусство и музыку предыдущего столетия из «хонтологической» перспективы.

ev1 Лекция социолога, научного сотрудника НИУ ВШЭ и координатора клуба любителей интернета и общества Полины Колозариди «Интернет, о котором мы (не) мечтали»
16:00 Медиатека

Как интернет связан с утопией, и как мы можем думать о будущем, изучая инфраструктуру интернета в нашем городе?
Интернет-кабель сейчас есть в каждом многоэтажном доме крупного города. Мы редко задумываемся о том, кто и зачем его туда провёл. Кажется, что это «естественный» или даже «рыночный» процесс. Но изучая интернет в разных городах России, и в том числе — в Нижегородской области, интернет-исследователи видят, что первые сети и сайты создавали вовсе не безликие медиумы Глобальной сети, а чаще всего постсоветские инженеры.
Они не писали программных текстов, поэтому мы плохо понимаем, чем они руководствовались, какой образ будущего у них был. И всё же именно они построили инфраструктуру и сделали возможным интернет, которым все мы пользуемся. А инфраструктура связана с тем, как устроены вокруг неё отношения: и людей, и вещей, и идей. Получается, что эти люди, идеи и вещи — не только глобальные. Они связаны с социальным контекстом страны и города. И конечно, в случае России мы не можем осмыслить их в полной мере, не обращаясь к советской истории и истории каждого места.
Рассуждая таким образом, мы видим интернет не как глобальную и универсальную сеть, а как гибкое явление, у которого есть альтернативные пути развития. На лекции речь пойдет об альтернативах, уже возникавших в истории интернета и о том, каким может быть его будущее, исходя из сегодняшних альтернатив.

ev1 Лекция медиа исследователя Евгении Сусловой
«Сверхкраткая история внимания: как охотник и добыча стали близнецами»
17:30 Медиатека

Можно ли посмотреть на историю текстуальности и историю внимания как на параллельные процессы? Внимание охотника — это всегда направленное внимание, связывающее невидимой тугой веревкой того, кто выслеживают, и того, кто оказался в позиции наблюдаемого объекта. Добычей становится то, что может быть наблюдаемо. История внимания неразрывно связана с технологиями управления информацией. Джонатан Крэри пишет о том, что экономика внимания выходит на первый план именно в период раннего капитализма, потому что по своей природе соответствует его гибким логикам. По мере развития технологий меняются и принципы организации внимания, а с ними — и принципы организации языковых смыслов. В лекции совершается попытка посмотреть на изменение дискурсивных моделей в контексте особенностей цифрового внимания, отличительной особенностью которого является его фоновый характер. Может ли быть во внимании установлена такая связь, которая превратит охотника и добычу в близнецов и позволит учреждать новые поля внимания?

Совместно с издательством-лабораторией «Красная ласточка».

ПРЕЗЕНТАЦИИ И ЭКСКУРСИИ
ev1 Презентация книги «Дом-коммуна „Культурная революция“»
+ экскурсия с Ирой Масловой к архитектурному объекту и внутрь него.
13:00 Книжная ярмарка, Лекторий


Новая книга издательства TATLIN посвящена самому крупному и наиболее полно реализованному проекту обобществления быта в Нижнем Новгороде начала 1930-х — дому-коммуне «Культурная революция».
Автор книги Ира Маслова описывает строительство, советский период жизни здания, его жильцов, чей новый быт страны Советов был реорганизован спустя десятилетия.
Дома-коммуны — это выраженная в архитектурной форме коммунистическая идеология. Из пяти комплексов коммун в Нижнем Новгороде самый «живучий» — «Культурная революция», который сохранил не только архитектурные формы практически без переделок, но и некоторые черты общественного уклада 1930-х годов. За незначительными внешними перестройками скрывается принципиальное изменение роли планировочных элементов.
Издание входит в популярную среди архитекторов и историков серию Archive.

Совместно с издательством TATLIN.

ev1 Презентация зина «Вчера я впервые увидел когерентное облако и дал ему имя»
14:00 Книжная ярмарка, Лекторий


Издание имеет художественный характер и призвано исследовать границы и скрытые возможности нодового принципа организации целого. Каждому участнику редакторы задавали вопрос: «Что такого могло произойти вчера, что раньше казалось разрозненным, состоящим из никак не связанных вещей, а сегодня кажется чем-то одним и даже можно дать этому имя?» К участию были приглашены художники, поэты, технические специалисты, лингвисты и теоретики медиа. При работе над изданием редакторы исходили из идеи компактности и сквозной связности, в результате чего было создано фоновое полотно, на котором проступают имена форм, которые сложно увидеть невооруженным глазом.


Совместно с издательством-лабораторией «Красная ласточка».

ВЕЧЕРНЕЕ СОБЫТИЕ
ev1 Антиконцерт. *
20:00 Киноконцертный зал


Исследование музыки ХХ-ХХI веков на предмет того, как преодолевалась концертная филармоническая ситуация. В наши дни, когда видео и электроника стали привычными составляющими академического концерта, а Кейдж переосмыслил само понятие музыки, композиторов интересует уже не столько расположение публики относительно исполнителей. Музыканты могут выступать перед публикой, имея в руках не инструменты, а объекты. А исполнять музыку на концерте могут не только они, но и зрители. Вехи этой эволюции мы хотим проследить,
находясь в традиционном концертном пространстве, и тем самым трансформировать это пространство и его атмосферу изнутри.

В программе:
Александр Скрябин «Тёмное пламя»;
Петер Аблингер «Реплики из зала»;
Стив Райх «Pendulum music»;
Оливье Мессиан Финал из Квартета на конец времени;
Карлхайнц Штокхаузен «Движение»;
Карола Баухольт «Hirn & Ei»;
Дмитрий Курляндский «Riot of spring»;
Стив Райх Фортепианная фаза.

* Регистрируйтесь, пожалуйста, на событие заранее по телефону 422-45-54.

Вход на события фестиваля свободный.
На события, отмеченные в программе *, регистрируйтесь, пожалуйста, заранее по телефону 422-45-54.

Арсенал, Кремль, корпус 6