21 сентября
МУЗЕЙ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

22 сентября
СОВРЕМЕННОЕ ПРОДОЛЖЕННОЕ

23 сентября
БУДУЩЕЕ СОВРЕМЕННОСТИ


ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА.
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРОГРАММА

КНИЖНАЯ ЯРМАРКА
ev1 Ярмарка открыта с 12:00 до 20:00

На ярмарке будут представлены около сорока российских интеллектуальных и детских издательств, журналов, специализирующих на искусстве и смежных дисциплинах.
Книги будут продаваться по ценам издательств, многие из них появятся в Нижнем Новгороде впервые.

Ярмарка расположена в Лектории Арсенала.
ЦИКЛ «ШЕСТИДЕСЯТЫЕ КАК СТИЛЬ»
ev1 Лекция историка архитектуры Владимира Паперного
«Оттепель: между трагедией и фарсом».
12:00 Киноконцертный зал


Понятия «современности» не существовало до открытия двух типов времени, «медленного» и «быстрого», а это произошло примерно два века назад, когда стало очевидным, как писал Маркс, что «все, что было прочным, растворяется в воздухе, все, что было святым, оскверняется». Одновременно с этим появилось новое понимание «прошлого» и «будущего» и постоянные колебания между интересом то к одному, то к другому. Пафос футуризма 1910-х годов частично повторился в 1960-х — в значительной степени в виде фарса после трагедии.

ev1 Диалог художника Бориса Орлова и искусствоведа Сергея Попова «60-е. Рождение «нового искусства» и «новых классиков»».
13:30 Киноконцертный зал


Представляя серию монографий о современных художниках «Новые классики» один из ее авторов — искусствовед и куратор, исследователь русского искусства ХХ века Сергей Попов и один из художников серии Борис Орлов поговорят о соотношении официального и неофициального искусства в 60-е годы, о том как в это время сформировались новые стратегии и практики принятые в современном искусстве.

Серия «Новые классики» посвящена наиболее известным современным российским художникам, которые уже сегодня по праву могут быть названы «новыми классиками». Уже вы шли книги об Эрике Булатове, Борисе Орлове, Викторе Пивоварове, Михаиле Рогинском, готовятся об Илье и Эмилии Кабаковых, Виталии Комаре и Александре Меламиде, Иване Чуйкове.
Основная задача серии — популяризация современного искусства России и творчества современных художников, поддержка исследований в области истории искусства.

ev1 Лекция театрального критика Павла Руднева
«Сквозной сюжет российской драматургии: от оттепели до современности».
14:30 Киноконцертный зал


Автор книги «Драма памяти» обрисует ландшафт советской и постсоветской драматургии с 1950-х годов до наших дней: насколько можно говорить о непрерывности развития современной пьесы в России с точки зрения человека начала XXI века, когда канон советского театра более не властен над нынешней театральной реальностью?

ev1 Дистанционное интервью писателя Александра Гениса философу Игорю Кобылину о реалиях и переоценке эпохи шестидесятых.
15:30 Киноконцертный зал


«В те дни, когда мы пишем эти строчки, в Советском Союзе происходит испытание главного тезиса нашей книги, тезиса о примате слова над делом. Сумеет ли реальность наконец трансформировать утопический характер страны?» Петр Вайль и Александр Генис задали этот вопрос в 1988 году, в небольшом вступительном слове к своей замечательной работе «60-е. Мир советского человека». Сегодня от 1988 года нас отделяет больше времени, чем первое издание книги от 1968 – последнего года «некалендарных шестидесятых», чей портрет авторы написали с таким мастерством. Образовавшаяся историческая дистанция задает новую оптику, рождает новые вопросы и видоизменяет смысл старых. Двойной юбилей – 50 лет советским «шестидесятым» и 30 лет одной из лучших книг о них – не просто повод для ностальгических воспоминаний об оттепели и перестройке. Это хорошая возможность «вернуть в игру» обе эпохи и обсудить те перспективы, которое наше настоящее открывает одновременно и в прошлом, и в будущем.

МЕДИАТЕКА
ev1 Лекция философа, руководителя Школы культурологии ВШЭ Виталия Куренного
«Что такое современность?»
14:00 Медиатека


Каковы фундаментальные особенности устройства общества эпохи модерна, какими основными трендами задается культурная динамика современности? Закончился ли модерн или же постмодернисты, вполне в духе самого модерна, слишком поторопились объявить о его завершении?

ev1 Подиумный разговор «Где и как бытует современность сегодня?»
16:00 Медиатека


Какие институты воспроизводят современность и как они это делают? Кто в ответе за современность? Современность и архаика: зачем современности прошлое? Нужно ли современности прошлое?

Участники:
Дмитрий Баюк — историк науки, переводчик, заместитель главного редактора журнала «Вопросы истории естествознания и техники»;
Линор Горалик — литературный критик, исследователь моды;
Алексей Шестаков — искусствовед, переводчик;
Наталья Пшеничникова — певица, перформер, композитор,создатель и художественный руководитель экспериментальной перформативной группы «Театр голоса Ла Гол» ( Москва);
Модератор: социолог, искусствовед, музейный консультант Анатолий Голубовский.

ev1 Лекция журналиста и переводчика Анны Акиловой «Вазари и его жена. Истории их современности».
18:00 Медиатека

ПРЕЗЕНТАЦИИ И ЭКСКУРСИИ
ev1 Маршруты модернизма. Презентация карты-путеводителя по архитектуре города Горького 1960–1980 годов
и экскурсия по объектам советского модернизма вокруг Кремля с городским исследователем Ирой Масловой.

13:00 Пространство книжной ярмарки, Лекторий

В рамках проекта «Горький. Модернизм».
При поддержке Российского фонда культуры (программа «Гений места. Новое краеведение»).
Совместно с издательством TATLIN.

ev1 Презентация новой «книги художника» нижегородского графика и историка науки Евгения Стрелкова «ЭПИЦИКЛЫ, или Журнал периодических пароксизмов одного безумного в 1773 году».
16:30 Пространство книжной ярмарки, Лекторий


Анонимный «Журнал периодических пароксизмов одного безумного…» впервые был опубликован в книге аббата Бертолона «Об электрической материи тела человеческого» (русское переводное издание 1789 года).
Речь в книге Пьера Бертолона идёт о недавно установленной в опытах Гальвани связи электричества и поведения организма, которую аббат Бертолон пытается применить в медицине.
«Журнал…» является для Бертолона подтверждением влияния на психику «одного безумного» атмосферного электричества, проявляющегося, по его мнению, в погодных явлениях.
Художник Евгений Стрелков добавляет к таблицам «Журнала…» изображения из научных трактатов того времени, создавая скрупулёзный в деталях, а местами совершенно абсурдный по духу коллаж.
В краткой лекции Евгений Стрелков расскажет о том, как в конце 18 века начинали формироваться современные представления о человеческой психике,
как постепенно преодолевались средневековые заблуждения, как художники воплощали в рисунках и гравюрах новаторские идеи философов и естествоиспытателей.

ВЕЧЕРНЕЕ СОБЫТИЕ
ev1 Лекция с оркестром «Арво Пярт в зеркале ХХ века». *
19:00
Киноконцертный зал


Арво Пярт (1935), крупнейший композитор современности, в настоящее время известен во
всем мире. В 1960-е годы Пярт был радикальным участником молодого советского авангарда. Так продолжалось до конца десятилетия, когда в его творчестве произошел решительный перелом, по сути, тоже авангардного характера: после семилетнего молчания он пришел к новому стилю, аскетическому и изысканному, опирающемуся на сакральные тексты и жанры. Композитор назвал его tintinnabuli, от латинского слова «колокольчики», подразумевая
естественное благозвучие, противопоставленное диссонантному звуковому миру авангарда 1960-х.
Музыковед, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Светлана Савенко рассмотрит биографию и творчество композитора в контексте развития музыки ХХ века. За музыкальные иллюстрации отвечает камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода».

В программе:
Коллаж на тему BACH (1964);
Fratres (1977);
Tabula rasa (1977);
Зеркало в зеркале (1978);
Da pacem Domine (2004, версия для струнного оркестра, без хора).

Концерт состоится в преддверии фестиваля «Другая музыка. Пярт».

* Регистрируйтесь, пожалуйста, на событие заранее по телефону 422-45-54.

Вход на события фестиваля свободный.
На события, отмеченные в программе *, регистрируйтесь, пожалуйста, заранее по телефону 422-45-54.

Арсенал, Кремль, корпус 6