21 СЕНТЯБРЯ
РЕЧЬ ХУДОЖНИКА

ДИАЛОГИ С ХУДОЖНИКАМИ

12:00 киноконцертный зал
«Краткая история нижегородского уличного искусства»

Презентация книги Алисы Савицкой и Артема Филатова, на которой авторы вместе с художниками Антоном Мороковым, Яковом Хоревым и Владимиром Чернышевым обсудят феномен нижегородского уличного искусства — направления, сформировавшегося в 2010-е годы и объединившего молодых художников в рамках общей визуальной и смысловой парадигмы.
Книга вышла в издательской программе Музея современного искусства «Гараж».

13:30 киноконцертный зал
«Феномен ленинградского искусства и его значение в художественной жизни России в 1980–2000-е годы»

Диалог искусствоведа, редактора раздела «Искусство» Colta.ru Нади Плунгян и художника, директора Петербургского Архива и Библиотеки Независимого Искусства Андрея Хлобыстина о:
— перспективах работы над новой историей искусства,
— классическом и неклассическом искусстве в контекстах нонконформизма,
— преподавании современного искусства,
— исследованиях советского искусства XX века, галереях и арт-рынке,
— архивах, бумажных эфемерах и коллекционировании второстепенных источников.

15:00 киноконцертный зал
«Журнал „А-Я“: Взгляд на неофициальное советское искусство изнутри и издалека»

Разговор скульптора, основателя и редактора журнала «А-Я» Игоря Шелковского, литературоведа, главного редактора журнала «Новое литературное обозрение» Ирины Прохоровой и художника Паруйра Давтяна.

«А-Я» — культовый журнал неофициального русского искусства, выходивший в Париже в 1979–1986 годах. Это неподцензурное издание не только познакомило западного зрителя с творчеством неофициальных художников, ставших сегодня классиками — Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Комара и Меламида, Дмитрия Александровича Пригова, Владимира Сорокина, но и создало язык новой художественной критики. Работа над журналом велась по переписке, которая в 2019 году была опубликована и позволила увидеть жизнь советского подпольного искусства изнутри, в процессе его становления.
То, как создавался журнал «А–Я», его роль в институциализации современного искусства в России, разницу и параллели в художественной жизни тогда и сейчас обсудят редактор журнала Игорь Шелковский, литературовед Ирина Прохорова и художник Паруйр Давтян.

16:30 киноконцертный зал
«9 писем. Читка фрагментов переписки между критиком и композитором»

161 год назад, летом 1858 года, главный нижегородский композитор всех времен Милий Балакирев переписывается с главным русским критиком Владимиром Стасовым. Балакирев становится свидетелем визита в Нижний царя Александра II. Стасов работает в питерской библиотеке. Балакиреву — 21, Стасову — 34. Шутки, обсуждение музыки, жизни, политики — всё так же, как и сейчас…

Читка будет поставлена и прокомментирована искусствоведом Анатолием Голубовским и разыграна актерами Центра театрального мастерства.

ЛЕКЦИИ

13:00 медиатека
«Итоговый текст художника: авторская сигнатура в произведениях изобразительного искусства».

Лекция искусствоведа, ведущего научного сотрудника Государственного Русского музея Алексея Бойко

Подпись художника нечасто привлекает к себе особое внимание зрителей и вместе с тем является значимым элементом изображения. Какую смысловую и визуально-стилистическую роль играет сигнатура в произведении искусства? Что сообщает она нам, и как ее прочесть
в соответствии с историческими реалиями и биографией автора?
Подпись творческого человека на авторском произведении: креативное действие или формальность? Знак подлинности, умысла или фальшивки? Композиция сигнатуры и ее место в композиции художественного произведения. Об этом и многом другом пойдет речь в лекции Алексея Бойко.
Искусствовед затронет творчество Альбрехта Дюрера, Дионисия, Микеланджело, Алексея Венецианова, Ильи Репина, архитектора Александра Хренова, Казимира Малевича и других художников.

14:30 медиатека
«Логоцентричность в городском пространстве: манифестации, граффити, стрит-арт».
Лекция исследователя уличного искусства Игоря Поносова

Уличное искусство как независимая от институций, социально ориентированная и контркультурная практика начала складываться в 1960-е годы. Сам акт выхода на улицу был наделен политическим жестом и долей смелости — будь то уличные лозунги ситуационистов в Париже или субкультурные граффити в Нью-Йорке — разные по своему смыслу, но похожие по форме — они «декодируют городское пространство», «взламывают знаки господствующей культуры» (Бодрийяр). Активисты этих движений в то время вырабатывают свой собственный язык улиц, они атакуют сознание зрителя абсурдистскими политическими манифестациями или такими же абсурдистскими, почти нечитаемыми, граффити-псевдонимами, адресованными в первую очередь участникам этого закрытого сообщества.
Современное уличное искусство во многом сохранило эту преемственность работы с текстом — все больше стрит-арт художников сегодня в своей практике избирают логоцентричность — их сообщения по-прежнему содержат долю бунтарства, критики, абсурда и субкультурного кода.
На встрече будет рассмотрено уличное искусство в исторической перспективе через призму отношения современных художников к тексту как к образующему элементу их персональной практики.

16:00 медиатека
В пространстве листа.

Лекция художника и поэта Андрея Черкасова о литературных и художественных практиках на границе текста и визуального образа

Отправная точка нашего разговора — текст на листе и направления его бегства в сторону визуальности. Мы рассмотрим разные векторы этого центробежного движения — в частности, фигурные стихи, каллиграммы, железобетонные поэмы, леттристские эксперименты, конкретную поэзию и вычитательные практики второй половины XX века. Отдельно будет разобрано, как эти подходы к визуальной поэзии отражаются и преломляются в калейдоскопе современности.

КНИЖНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИ

14:00 лекторий

«Вымышленные биографии в литературе». Прочтение «Ниже Нижнего»

Презентация книги Евгения Стрелкова «Новейший Плутарх-2»: жизнеописания Ильи Страфиевского и Луки Егорова в литературной мистификации „Ниже Нижнего“».
Иллюстрированный биографический словарь воображаемых знаменитых деятелей всех стран и времён Андреева, Ракова и Парина, написанный в 1930-е, отозвался в нижегородском литературном проекте «Ниже Нижнего», к которому в этом году добавились две книги художника и фильмы «Невольный Прометей» и «Волжская Венера».
Художник, писатель Евгений Стрелков расскажет об этих книгах и фильмах, а также о своих новых проектах «Сталь Бенардаки», «Мушиный квартет» и «Аудиобинокуляр».

15:30 лекторий
«Комар и Меламид: сокрушители канонов».
Презентация книги искусствоведа Кирилла Светлякова (издательская программа Breus Publishing)

Пятая книга из серии, инициированной Breus Foundation, «Новые классики», посвящена одним из главных представителей российского современного искусства, создателям соц-арта — нового направления в искусстве 1970-х — Комару и Меламиду. На сцене московского андеграунда они многое сделали впервые: первые перформансы, инсталляции, эксперименты в области медиаискусства. В книге последовательно рассматривается путь художников от картины к перформансу и использованию принципа полистилистики.

18:00 лекторий
Презентация книг
«Благотворительность в купеческом Нижнем» и «Жизнь как она есть» (издательство «Кварц»)

Воспоминания очевидца и участницы двух войн и двух революций ХХ века, наследницы древнего немецкого дворянского рода Ольги фон Тунцельман (Голубевой). охватывающие период 1900–1920-х годов, и книгу-исследование благотворительной деятельности нижегородцев, дарами которых город продолжает пользоваться и в настоящее время, представят почетный гражданин Нижнего Новгорода, профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяна Павловна Виноградова и главный редактор издательства «Кварц» Ольга Ивановна Наумова.

ВЕЧЕРНИЙ КОНЦЕРТ

19:00 киноконцертный зал
Владимир Мартынов. Соло.

Композитор, чьи идеи и книги известны не менее его музыкальных работ.
Композитор, практикующий как нотное, так и критическое письмо.
Композитор, не единожды обращающийся к литературному наследию — от мифов Гомера и Откровения Иоанна Богослова до поэзии Велимира Хлебникова и Льва Рубинштейна.
Композитор, всякий раз находящий в своих произведениях новые возможности для совмещения звука и слова.
Владимир Мартынов расскажет об отношениях с текстом и сыграет свои части фортепианной «Переписки» с латышским композитором Георгием Пелецисом. Концерт сопроводит живое выступление видеохудожника Александра Петтая.

КНИЖНАЯ ЯРМАРКА

Ярмарка открыта с 12:00 до 20:00

На ярмарке будут представлены около сорока российских интеллектуальных и детских издательств, журналов, специализирующихся на искусстве и смежных дисциплинах.
Книги будут продаваться по ценам издательств, многие из них появятся в Нижнем Новгороде впервые.

Ярмарка расположена в Лектории Арсенала.

Вход на все события фестиваля свободный.

На события, отмеченные в программе *, регистрируйтесь, пожалуйста, заранее по телефону 422-45-54.

12+

Адрес: Арсенал, Кремль, корпус 6, тел. 8 (831) 422 45 54

ПАРТНЕРЫ

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ